Меню сайта
Радио
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2022 » Май » 14 » Город-сад на руинах «Азовстали» 13.05.22      Игорь Борисов
00:00
Город-сад на руинах «Азовстали» 13.05.22      Игорь Борисов

Город-сад на руинах «Азовстали»

13.05.22      Игорь Борисов  

Город-сад на руинах «Азовстали»

Судя по последним спутниковым снимкам, легендарный металлургический комбинат уже не получится восстановить. Однозначно, что затраты на восстановление будут настолько колоссальными, что вряд ли это целесообразная затея. И если уж Мариуполю суждено пережить второе рождение, — то лучше без «Азовстали».

Предприятие является выдающимся. Один из ярких памятников сталинской индустриализации и легенда советской промышленности. «Азовсталь» в числе тех предприятий, что вывели промышленность СССР на принципиально новый уровень развития. Построенный в 1933 году, комбинат достиг пика своего развития в позднесоветское время. В начале шестидесятых в рельсобалочном цехе была внедрена одна из первых в мире автоматизированная система транспортировки, распределения, измерения, фрезеровки и сверления рельсов. В 1973 году был пущен в эксплуатацию уникальный листопрокатный комплекс стана «3600» мощностью 1 млн. 350 тыс. в год – тогда первый в СССР.

Однако после 1991 году легенда промышленности превратилась в ярчайший памятник олигархической Украины, нещадно эксплуатирующей советское наследие и мариупольцев. «Азовсталь» досталась Ринату Ахметову по известным схемам приватизации – фактически даром. Олигарх за годы владения активом нещадно выжимал из него все соки. Завод модернизировался порционно и скупо. Устаревшее оборудование эксплуатировалось до полного износа – только тогда «Метинвест» торжественно объявлял о модернизации отдельных участков производства.

Обратной стороной существования комбината-гиганта являлась экология. Если в тридцатые годы ХХ века этот вопрос не был актуальным, потому что в целом первая половина прошлого века была эпохой массового индустриального производства. Тогда коптящие на десятки километров заводы-гиганты были таким же передовым трендом, как ныне беспилотники.

И портовый город Мариуполь стал идеальным местом, чтобы построить там целых два металлургических гиганта – «Азовсталь» и ММК Ильича. Мариуполь производил сталь для всей большой страны, а выгодное расположение позволяло отправлять часть продукции на экспорт. Обратной стороной этого триумфа индустриальной эпохи стала напрочь убитая экология города.

И что интересно, на закате советской эпохи власти уже задумывались над тем, чтобы переместить производство «Азовстали» на другую площадку, а территорию озеленить и превратить прибрежную промзону – в курортную зону.

Однако после перехода «Азовстали» под контроль Метинвеста об экологии забыли в принципе. Тема заводских выбросов спускалась на тормозах, а сэкономленное отправлялось прямиком в офшоры «патриота» Ахметова. За последние 30 лет ситуация с экологией ухудшилась на порядок. Воздух в Мариуполе худший на Украине и во всей Европе. В конце прошлого года на тему ужасной мариупольской экологии выходила большая статья в National Geographic. Сейчас Ахметов для западной прессы герой, снабжающий украинскую армию амуницией и проплачивающий работу западных ЧВК, а еще несколько месяцев назад он был врагом святая святых для Запада – темы экологии. Причем обвинялся он в загрязнении воздуха во всей Европе – из-за коптящих ТЭС его энергохолдинга «ДТЭК».

В итоге мариупольцы годами расплачивались своим здоровьем за миллиарды Ахметова. Им доставались только копеечные зарплаты, хронические заболевания, низкая рождаемость и высокая смертность. Наконец, уникальная продукция «Азовстали» вроде широкого листа для судостроения и машиностроения не шла на развитие украинской промышленности, а работала на другие страны.

Шагать с этим наследием в новую жизнь – плохое начало. Особенно если представить, что на реинкарнацию «Азовстали» зайдет команда людей Януковича во главе с Курченко, вогнавших в долги и деградацию донецкие многие предприятия. Мариуполю вполне хватит ММК «Ильича», тем более что оба завода в последние 10-15 лет не работали на полной загрузке мощностей. Тот же «Азовсталь» производил около 4 млн тонн металлопродукции в год при мощности 6 млн. Целесообразна полная модернизация второго мариупольского гиганта – «Ильича», а также возрождение «Азовмаша» с перспективой создания «азовского» машиностроительного кластера.

Как бы там ни было, ход военной кампании, судя по всему, уже предопределил судьбу «Азовстали». Как отмечают эксперты, судя по последним спутниковым снимкам и кадрам с дронов – завод уже не подлежит восстановлению. По крайней мере, экономической целесообразности в таких попытках нет.

На снимках отчетливо видно, что сильно повреждена жемчужина «Азовстали» – прокатный цех с легендарным «станом 3600». (цеха под красно-ржавой крышей).

Как уже отмечалось, когда-то это был единственный в СССР стан, который прокатывал толстый лист для судостроения, труб большого диаметра, атомной энергетики и т.п. Это до последнего времени была довольно востребованная продукция.

Видно также, что практически полностью уничтожен рельсобалочный цех и крупносортный цех (сооружения в форме продолговатой буквы «П»).

Только их восстановление, на вскидку, обойдется не менее, чем в 2 млрд. долл. (в зависимости от того, что уцелело из оборудования). Для сравнения, строительство в России рельсобалочного стана Челябинского металлургического комбината в 2013 году обошлось в 715 млн. долларов. А проект 2009 года по строительству цеха для толстолистового стана горячей прокатки «5000» Магнитогорского металлургического комбината – и вовсе обошелся в 1,3 млрд.

Но это может оказаться лишь частью потенциальных инвестиций, необходимых для реанимации «Азовстали». На апрельских снимках уже наблюдались сильные разрушения доменных и электросталеплавильных цехов – это, на вскидку, еще пара миллиардов долларов, не говоря о прочем оборудовании и инфраструктуре.

Любопытно, что на днях мысль о необходимости перепрофилировать «Азовсталь» высказал глава ДНР Денис Пушилин: «Задача такая, чтобы Мариуполь стал городом-курортом, что раньше не удавалось сделать». Он отметил, что работа завода негативно влияла на экологию. По словам Пушилина, курортная деятельность создаст дополнительные рабочие места и принесет доход городу.

Просмотров: 17 | Добавил: voiskodonskoe | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Икона дня

Донская икона Божией Матери

Икона "Покров Пресвятой Богородицы"

Урюпинская икона Божией Матери